среда, 10 июня 2020 г.

Бизнес и эмоции

Сколько существует человечество, столько его волнует вопрос эмоций – что же это за явление, почему они возникают и почему с таким трудом поддаются контролю, какой смысл в них заложен и сколько всего их существует.



Множество художественных книг посвящено эмоциям, чувствам и переживаниям души, либо так или иначе затрагивает эту тему.

Подробно я с эмоциями познакомилась в 1993 году в центре «Дианетики». Там я впервые увидела шкалу эмоциональных тонов и узнала по каким законам работают эмоции. Позднее читая литературу по эмоция я поняла, что психологи не работают по шкале тонов Р. Хаббарда, у них своя шкала очень малочисленная. Я же предпочитаю шкалу Хаббарда.

Эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Они управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд.

Но исследовательских работ, где раскрывалась бы данная функция эмоций  в мировой психологии очень мало.



В последние 10 лет ученые стали записывать  работу человеческого мозга в момент функционирования.

Это помогает лучше понять, каким образом мозговые центры, ответственные за эмоции, заставляют нас гневаться или плакать. Или как самые потаенные отделы мозга, подталкивающие развязывать войны или пробуждающие любовь, направляют энергию на добро или зло. Эти исследования  раскрывают механизмы бурного проявления эмоций и их ослабевания, а еще показывают способы выхода из эмоционального кризиса.

Мы часто путаем эмоции, чувства и мысли. Например, в ответ на вопрос «что вы чувствуете?» человек может начать рассказывать о том, что он думает. А на вопрос «какие эмоции вы испытываете?» ответить вообще не может.

Чтобы преодолеть эту путаницу, удобно представить эмоциональное устройство человека в виде пирамиды.


В основании ее лежат телесные ощущения (боль, зуд, голод, жажда, тактильные и температурные ощущения и т. д.). Следующий «этаж» пирамиды – это эмоции. Эмоции живут в теле, проявляются в совершенно определенных его участках и характеризуются строго определенными телесными ощущениями. Одномоментно человек может испытывать только одну эмоцию, и длительность ее всегда ограничена во времени.

На вершине пирамиды – чувства. В отличие от эмоций они протяжены во времени и выражают наше если не постоянное, то во всяком случае длительное отношение к кому-либо или чему-либо – например, любовь, ненависть и так далее.

Существует расхожее заблуждение, что нельзя сердиться на того, кого любишь. Это большая ошибка, потому что любовь – это постоянное чувство, а гнев – временная эмоция, и испытываем мы их на разных уровнях нашей психики, а значит, они вполне совместимы.

В силу особенностей нашего воспитания мы не всегда позволяем себе чувствовать то, что на самом деле чувствуем. В первую очередь это касается таких социально не одобряемых эмоций, как гнев или удовольствие (особенно сексуальное). Не очень-то поощряется в современном обществе и печаль, а мужчины часто с детства усваивают, что им «не положено» испытывать страх или нежность.

«Недозволенные» эмоции мы начинаем прятать даже от самих себя, иначе говоря – подавлять. Поскольку они живут в теле, их подавление происходит тоже с помощью тела – для этого обычно приходится напрячь определенные группы мышц. Так возникают эмоции – обида, раздражение, презрение, жалость. 

Обида обычно служит маскировкой для гнева, а под яростью всегда скрывается страх. Внутренний запрет на получение удовольствия часто оборачивается раздражительностью. Что касается жалости и презрения, то под их «маской» может прятаться как гнев, так и отвращение.

Редкую проблему можно решить логическим путем, а проблему в отношениях – никогда. Большинство наших проблем так или иначе связаны со взаимоотношениями, а значит – и с эмоциями, которые мы в них испытываем. Поэтому путь к преодолению трудностей лежит через понимание эмоций. Эмоции – это ключ к любой проблеме.

В бизнесе часто на первое место выходит проблема отношений и начинаются в коллективе эмоции явные или скрытые.

Это, во-первых, а во-вторых мы строим нашу жизнь исходя из убеждений. Еще одна пирамида «Как формируется наша судьба». 



В основании лежат наши убеждения. Какие убеждения, такие и привычки. Убеждения и привычки формируют наше поведение. Все вместе они создают нас таким, какие мы есть сейчас. Убеждения приводят нас к бедной или богатой жизни. Изменить себя можно через изменение убеждений. Изменили убеждения, необходимо изменять привычки.

Именно привычки являются причиной богатства или бедности, счастья или бед, хороших или плохих отношений, крепкого здоровья или болезней.
Проясню, что такое привычка. Привычка — сложившийся способ поведения, который «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки». 

Причем тут привычки и эмоции, да еще и бизнес. 
В последнее время появился новый термин «эмоциональный интеллект»

Эмоциональный интеллект - понятие, вызывающее споры. Одни называют его недостаточно научным, другие видят в эмоциональном интеллекте ключ к успеху во всех сферах жизни: от повышения зарплаты до счастливых отношений. Так ли это?



Эмоциональным интеллектом называют способность человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач. Что очень важно в бизнесе.

Интерес к эмоциональному интеллекту возник в начале XX-го века из-за неспособности классических IQ-тестов (коэффициент интеллекта) объяснить особенности мотивации и поведения людей.

В 1920 году американский психолог Эдвард Торндайк впервые ввел понятие социального интеллекта как способности человека разумно действовать в отношениях с людьми.

В середине 1990-х западный мир взорвал психологический бестселлер журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ». Через факты о человеческом мозге, историю эмоций и антропологию Гоулман попытался дать свою версию преуспевающего человека, используя исследования американских ученых.

Часто люди воспринимают себя не так, как о них думают другие.

Осмысление эмоций - первый шаг к переоценке поведения.

В отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно повысить.
В чем отличие эмоционального интеллекта от IQ (коэффициента интеллекта)?

Известно, что уровень IQ - объективный показатель умственных способностей, который нельзя изменить. 

Эмоциональный интеллект - это умение человека воспринимать собственные эмоции, которое в том числе влияет на способность работать в коллективе и улавливать настроения коллег.

В отличие от IQ, который заложен генетически, человек может регулировать и повышать свой эмоциональный интеллект на протяжении жизни.

Важно понимать, что показатель социальных навыков не менее важен для личного успеха, чем способность логически мыслить или решать математические задачи.



Какую роль играет эмоциональный интеллект для бизнеса и компаний?

Работодатели обратили внимание на то, что высокие умственные способности не всегда являются критерием, определяющим успех человека на работе.

Например, нанимают человека с широким послужным списком и высоким показателем IQ, а он оказывается тираном, не способным ладить с командой.

Именно поэтому все больше крупных компаний обращается к специалистам эмоционального интеллекта за помощью: достаточно поискать в интернете "эмоциональный интеллект для бизнеса", чтобы убедиться в этом.

Чтобы понять, есть ли основания говорить о низком эмоциональном интеллекте, следует обратить внимание на повседневные мысли, поступки и эмоции.

Главные моменты, которые могут быть индикаторами низкого эмоционального интеллекта:

Неуверенность в себе и своих действиях

Склонность к чрезмерной самокритике

Неспособность находить общий язык с окружающими

Я столкнулась со всеми тремя  признаками, но не связала их с эмоциями. На тот момент не знала об эмоциональном интеллекте.

Я старалась анализировать чувства окружающих людей и свои, искала смысл извне, а не смотрела на свои эмоции. Составила очень много аффирмаций по повышению уверенности в себе, но не увидела злость в самокритике и страх в нежелании находить общий язык с окружающими.
Да я хотела  измениться. Искренне хотела. Но не поняла, что эмоции могут стать привычками.



В определенной ситуации вспыхивает эмоция. Вспыхивает постоянно в одной и той же ситуации и формируется привычка – реагировать именно этой эмоцией на данную ситуацию. 

Раньше я писала в статье Добейся успеха,  что хочу добиться успеха.  Если хочешь чего-то добиться, то придется выделяться из толпы, быть особенным и неповторимым. 

Нужно сделать так, чтобы мое имя что-то значило и будет лучше, если оно будет что-то значить с хорошей точки зрения. 

Для этого надо менять убеждения и за ними привычки. Убеждения я поменяла, а с привычками надо работать медленно и с одной привычкой 21 день. Я нашла привычную эмоцию – злиться. Я злюсь на себя, злюсь на глупость и тупость других людей. Злюсь на непонимание. Возмущаюсь грубостью и неграмотностью. Поняла, что надо работать с эмоцией гнева. 

Чем опасна эта эмоция? 

У человека часто впадающего в гнев возникают заболевания суставов. Такой человек разрушает себя в первую очередь. Так я часто падала и получала травмы. Потом я заметила, что стоит мне разозлится как вещи ломаются. Так сломался компьютер, потом телефон. Рвется одежда. Возникают неприятные моменты с подругами при общении. Я перестала их понимать и входить в их положение. 



Выход, кажется, простой составь аффирмации и прослушивай их пока  злость не перейдет в радость. 

Ничего не выйдет. Можете годами слушать правильные аффирмации, а воз там и останется.

В чем же дело, не работают аффирмации? Просто мы не знаем метода как работать с эмоциями. 

Еще в прошлом веке Р. Хаббард обнаружил, что все эмоции расположены в определенной последовательности.  Для удобства он присвоил им числовые значения. От 0 до 4,0. 



У каждой эмоции предсказуемый шаблон поведения, он общий для всех не зависимо от рассы страны проживания пола и возраста. 

Есть одна особенность от гнева перескочить сразу к энтузиазму не получиться. Представите себе, что вы подошли к 16 этажному дому зашли в подъезд и сразу же оказались на 16 этаже. Это не реально, необходимо воспользоваться лифтом или лестницей. Так же и с эмоциями. Используя шкалу тонов надо подниматься от одной эмоции к другой. 

Стала я писать аффирмации с возмущения добралась до удовлетворения и пришлось спуститься уже к страху. Почему? Аффирмации удовлетворения не сработали.  Всплыл страх. 

Позитивные аффирмации перестают работать, если всплыли негативные. 
Рассмотрим пример. На первый взгляд, гнев никак не связан со страхом. Но, если копнуть глубже, то получается, что гневающийся человек боится что-то или кого-то потерять. Отец может гневаться на сына, если тот без спросу берет машину: отец боится потерять сына, так как тот еще не достаточно хорошо умеет водить. А, может, боится, что сын испортит, поцарапает машину.

Если таким образом рассмотреть все другие негативные эмоции, то и от них протянется связующая нить к какому-либо страху, который может находиться как на поверхности, так и в подсознании.

Итак, причину нашли. Остается отпустить страх. Для этого нужно понять мотивы страха: почему он появился, в связи с чем (каким-либо событием, отношениями), что он хочет Вам сказать? Как известно, страх является нашим учителем. Например, страх боли заставляет ребенка быть осторожным с опасными предметами быта, учит аккуратности в их использовании. Человек, рассматривающий страх как своего помощника и учителя, будет испытывать лишь благодарность к нему. Тут уже аффирмации не помогут.

Я не использовала в своей работе медитацию, оказывается, медитация  может помочь в изменениях.

 Медитация от паники, тревоги и страха. Воссоединение со вселенной.


Если внутренне человек готов к изменениям, приход в медитацию покажется ему вполне естественным. Для улучшения эмоционального интеллекта можно сделать 4 шага:

Шаг первый

Ставить себя на место другого человека
Анализируя, с кем и в каком состоянии мы говорим, мы лучше понимаем, что они сейчас чувствуют и почему поступают именно так. 

Шаг второй

Называть эмоции: свои и чужие
Большинство людей не умеют называть свои эмоции и считают это лишним навыком. Тем временем гнев сильно отличается от обиды и разочарования, и анализировать свои и чужие эмоции необходимо, чтобы знать собственные слабые места. 

Лучше всего это делать в сочетании с дневником настроения: вести ежедневно дневник меняющегося настроения и записывать эмоции во время и после событий — встреч, разговоров, культурных мероприятий и новых знакомств. 

Так, во-первых, увидите, какие события дня и каким образом на вас влияют (положительно или отрицательно), во-вторых, разберетесь в клубке противоречивых чувств, которые у вас вызывают разные ситуации и люди. Когда вы поймете, какие негативные эмоции доминируют в жизни, будет проще найти им выход.

Шаг третий

Расширять кругозор.Часто проблемы с эмоциональным интеллектом связаны с тем, что мы потонули в своем информационном пузыре. 

Уже сейчас доказано, что знание нескольких иностранных языков помогает человеку лучше усваивать информацию о многообразии мира. 

Необходимо расширять кругозор — читать художественные книги и мемуары, смотреть игровое и документальное кино, интересоваться наукой, путешествовать, заниматься самообразованием, — чтобы понимать, насколько люди разнятся талантами и устремлениями и как проблематично для жизни и карьеры мерить всех одной мерой. 

Книги, фильмы, выставки, поездки и новые навыки — не просто эрудиция, но и способ лучше понимать других.

Шаг четвертый
Думать на два шага вперед. Эмоциональный интеллект имеет отношение к долгосрочному планированию: выстраиванию приоритетов и целей, стратегическому распределению ресурсов и тактике ближайших действий. 

В построении отношений с окружающими всегда стоит разделять людей на тех, с кем мы проводим большую часть времени, и тех, кто не имеет на нашу жизнь влияния. 

Все силы эмоционального интеллекта стоит употребить на то, чтобы общение с ближним кругом было наполненным и интересным. Тратьте свое время на тех, у кого вы многому учитесь, кто превосходит вас в личных и профессиональных качествах, окружайте себя неравнодушными и гармоничными людьми, и общение с ними принесет плоды. 

Подумайте, как попасть в такой коллектив или собрать такой, если вы за него отвечаете. 


P.S. Вам понравилась статья? Хотите поделиться с друзьями? Нажмите кнопку выбранной вами социальной сети и опубликуйте на своей странице ссылку. Спасибо!


2 комментария:

  1. Ирина,очень развернуто и подробно описали о наших эмоциях,привычках, страхах,очень интересная статья,признаюсь многое услышала впервые.И медитация здесь сильная и уместна. Благодарю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий. Рада, что статья была полезна. Да эмоции очень сильно влияют на наш би знес. Ведущие бизнесмены мира это знают и учитывают.

      Удалить